Интервал замены масла, главным образом, зависит от типа двигателя, условий эксплуатации, применяемого топлива (содержание серы в случае дизельного топлива), уровня качества масла, типа базового масла, состояния воздушного фильтра и т.п.
Производители автомобильной техники отображают требования к смазочным материалам и интервалам их замены в руководствах и инструкциях по эксплуатации.
Производители масел могут гарантировать соответствие качества масла данным требованиям, однако точно сказать в течение какого пробега масло будет работать не могут. Так как присутствует множество факторов, которые невозможно предусмотреть.
Ниже приведен метод расчета интервалов замены масла с учетом различных факторов реальной эксплуатации, основанный на рекомендациях производителей автомобильной техники.
Методика расчета
Большинство производителей легковых бензиновых автомобилей рекомендуют менять моторное масло раз в год или через каждые 10000-12000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Для дизельных двигателей и турбированных бензиновых двигателей рекомендуемый интервал, как правило, составляет шесть месяцев или 5,000 км пробега, так как дизельные двигатели более склонны к образованию сажи и продуктов окисления в маслах.
Турбокомпрессоры подвергают моторные масла высоким температурным воздействиям и повышенному образованию отложений. Турбина работает на частотах около 100,000 об/мин (как и бормашина стоматолога). Когда двигатель останавливается в турбине некоторое время поддерживается высокая температура от трения и от выхлопной трубы. При контакте масла с нагретыми поверхностями может возникнуть растрескивание образовавшихся твердых нагаров, что может привести к повреждению подшипников.
В инструкции по эксплуатации мелким шрифтом написано, что реомендуемый интервал замены составляет 10000 км пробега при нормальных или идеальных условиях эксплуатации. В этом и заключается проблема – что такое нормальные условия с точки зрения моторного масла?
Таблица 1 Факторы и условия сокращающие интервалы замены масла
Факторы | Описание | Степень влияния |
---|---|---|
Короткие поездки | Проблема наиболее ярко выражена при частких поездках на расстояние менее 5 км в зимних условиях. Вода и топливо имеют тенденцию к конденсации в картере двигателя при резких изменениях температуры масла. Самый большой износ происходит во время холодного пуска. | (-) 3 |
Дорожная пыль | Эксплуатация автомобиля в пыльных условиях (гразные или гравийные дороги) может привести к засорению масляного фильтра и появлению в составе масла твердых частиц кремния, провоцирующих повышенный износ деталей двигателя. Повышение концентрации продуктов износа в составе масла увеличивает отложения, коррозию и образование кислот. | (-) 3 |
Двигатели с большим пробегом |
При пробеге 100,000-120,000 км у двигателя увеличивается расход картерных газов, проникновение несгоревшего топлива и коррозонно активных веществ в поддон двигателя. 100,000 ~ 150,000 km : (-) 1 150,000 ~ 250,000 km : (-) 2 250,000 ~ : (-) 3 |
(-) 1 to (-) 3 в зависимости от пробега |
Дизельные двигатели |
В дизельном двигателе образуется больше сажи и кислотных продуктов в составе картеных газов. |
(-) 3 |
Альтернативные топлива |
При работе двигателя на этанольных смесях в картере может скапливаться вода. |
(-) 3 |
Турбированные двигатели |
Высокие температуры турбокомпрессора оказывают негативное воздействие на базовые масла и присадки. |
(-) 2 |
Большой расход масла |
С одной стороны при высоком расходе масла на угар мы обновляем масло постоянно, с другой – очень высокий расход картерных газов. |
(-) 2 |
Эксплуатация при высокой температуре окружающей среды |
Высокая температура окружающей среды, например, в пустыне, способствует окислению, увеличению испаряемости и срабатываемости присадок. |
(-) 3 |
Увеличение интервалов замены |
Увеличение интервалов замены уменьшает надежность эксплуатации двигателя |
(-) 2 |
Буксировка тяжелых грузов |
Приводит к повышению эксплуатационных температур, утоньшению масляной пленки, деструкции загущающей присадки и повышению содержания продуктов износа в масле. Продукты износа сокращают срок службы моторных масел за счет окисления, образования отложений и кислот. |
(-) 2 |
Таблица 2.Факторы и условия увеличивающие интервалы замены масла
Факторы | Описание | Степень влияния |
---|---|---|
Синтетические масла |
Ситетические масла обладают превосходнымими антиокислительными характеристиками, высокой стойкостью к изменению температуры и деструкции. Серия ZIC XQ: (+) 2.5 ~ 3 Серии ZIC A / ZIC 5000: (+) 2 Серии Hilflo / SD 5000: (+) 1.2 ~ 1.5 |
(+) 3 – ПАО (+) 2 – Группа III |
Использование более эффективного масляного фильтра |
Снижение содержания в масле продуктов износа. |
(+) 3 |
Загородная эксплуатация |
Снижение негативного воздействия на двигатель за счет его работы на оптимальных режимах. |
(+) 2 |
Новый двигатель |
Более низкий уровень картерных газов после первых 500-5000 км пробега, но меньше 50,000 км. |
(+) 1 |
Периодическая проверка состояния масла |
Простая проверка уровня масла может быть очень эффективной мерой предотвращения неисправностей |
(+) 2 |
Экологический фактор (расход масла) |
Акцент на сокращение расхода масла. |
(+) 1 to (+) 2 |
Качество топлива |
Содержание серы в топливе: < 50 ppm 50 ~ 500 ppm 500~2,000 ppm 2,000 ~ 5,000 ppm >5,000 ppm |
0 (-) 0,5 (-) 1,0 (-) 1,5 (-) 2,0 |
Старые автомобили |
Некоторые владельцы автомобилей с низкой стоимостью предпочитают увеличивать интервалы замены масла для снижения расходов. Другие наоборот, меняют чаще, так как состояние двигателей не самое лучшее. |
(+) 1 to (+) 2 |
Для определения интервала замены масла необходимо проанализировать данные таблиц 1 и 2 и выписать степени влияния (с минусом из таблицы 1, с плюсом из таблицы 2).
Например:
_________________________________
Итого + 2 (поправочный коэффициент)
Затем умножаем полученный коэффициент на 3000 км. И прибавляем к рекомендованному производителем пробегу до смены масла: 3000*2 + 12000 = 18000 км (но не более 24000 км).
При отрицательном значении поправочного коэффициента вычитаем полученное число (но не менее 1600 км).
Для получения временного интервала замены масла разделите полученное значение на 800 (максимум 12 месяцев).
В нашем случае, исходя из ежемесячного пробега автомобиля 800 км: 18000 / 800 = 23 месяца, но т.к. 12 месяцев максимум, то временной интервал замены масла в нашем случае 12 месяцев.
От сюда следует, что в данном конкретном примере интервал замены масла составляет 18000 км или 12 месяцев в зависимости от того, что наступит раньше.
Можно предположить, что при использовании моторных масел более высокого уровня качества, можно увеличить интервалы замены масла при сохранении ресурса масляных фильтров и деталей двигателя (особенно на грузовых дизельных двигателях).
Наш опыт показывает, что это возможно. Большое количество компаний значительно сократило затраты при помощи программы SK по срокам замены масла при использовании моторных масел ZIC VHVI.
Отзывы наших клиентов:
Почему у нас доступные цены на расходники?
Моторное масло в наличии:
Остались вопросы?