• Метод определения концентрации сажи в моторном масле

Испытание на фильтровальной бумаге

Данный метод испытаний был разработан в 1950-х годах. Это один из самых старых методов, используемых для определения концентрации сажи в моторном масле, оценить диспергирующие свойства масла и обнаружить присутствие в масле охлаждающей жидкости, дизельного топлива и других загрязнителей. Однако, данный метод является очень простым и полезным для быстрой оценки диспергирующих свойств масла и его загрязненности.

Методика проведения испытаний

Каждый образец был подготовлен и испытан по следующим образом.

1. Оборудование для проведения испытаний:

  • образец;
  • пипетка;
  • фильтровальная бумага №4 (или визитка без покрытия);
  • растворитель.

2. Порядок действий:

2.1. Встряхните образец в течение одной минуты.

Для нормального проведения испытаний необходимо нагреть небольшое количество перемешанного образца до 250оC и выдержать при этой температуре в течение пяти минут. В результате нагрева на бумаге более четко выделятся те компоненты масла, которые наиболее склонны к воздействию тепла и окислению. Если подвергнуть такому короткому тепловому воздействию нормальное масло, то это не возымеет никакого эффекта. Если вы проводите такой анализ в полевых условиях, то можно не прибегать к нагреву.

2.2. Откройте бутылку с образцом масла.

2.3. Наберите в пипетку образец.

После охлаждения образца капните примерно 2 мл на фильтровальную бумагу и подождите пока пятно разростется или поставте бумагу в духовку на один час в духовку при температуре 80оC.

 

2.4. Слейте излишки образца масла обратно в контейнер.

2.6. Протрите пипетку от остатков масла.

Анализ полученных результатов

1. Необходимо выдержать бумагу в течение шести часов (сажа и гликоль).

2. Осмотрите бумагу на тналичие сажи и гликоля.

3. Сравните полученный результат со стандартным образцом.

4. Запишите полученные результаты.

5. Подождите еще 18 часов (в общей сложности 24 часа) для анализа на содержание топлива.

6. Осмотрите бумагу в ультрафиолетовом свете для определения содержания топлива.

7. Сравните полученный результат со стандартным образцом.

8. Запишите полученные результаты.

9. Зафиксируйте все отклонения при проведении испытаний.

10. При необходимости направте образец масла в лабораторию для проведения испытаний.

Трактовка результатов испытаний

Стандартная запись – визуальный осмотр.

Принцип оценки результатов испытаний основан на различной скорости распространения компонентов масла и загрязнителей. Например, отработанное масло теряет свои диспергирующие свойства, накапливает продукты окисления и загрязнения, что мешает прониканию масла в волокна бумаги. Более плотные элементы, продукты окисления и частицы загрязнений остаются в центре фильтровальной бумаги.

Такие загрязнители как топливо или гликоль проявляются следующим образом:

  • бесцветное пятно или небольшое желтое внешнее кольцо – признак хорошего масла;
  • плотная, темная зона отложений – плохие диспергирующие свойства;
  • черная, вязкая зона – наличие гликоля (антифриза) в составе масла;
  • темный центр с отличным внешним кольцом – сильное окисленние масла;
  • темный центр с несколькими кольцами вокруг – наличие топлива в составе масла.

 

 

  1. плохие диспергирующие свойства
  2. наличие гликоля (антифриза) в составе масла
  3. наличие топлива в составе масла (в ультрафиолетовом свете)

Рисунок 2. Визуальная оценка результатов испытаний

Благодаря высоким моющим свойствам моторное масло темнеет уже после после пробега в 3000 км. Поэтому практичесски невозможно добиться бесцветного пятна от работавшего масла.

В случае высокой концентрации продуктов окисления и низкой диспергирующей способности темная зона плотная, переход от одного темного кольца к другому незаметен.

В любом случае если распознаются две или более кольцевые зоны, то это означает, что в составе масла присутствуют несколько перемешанных компонентов, таких как продукты окисления, загрязнители и т.п. Даже если видны несколько колец и одно темнее другого, это гораздо лучше, чем одно, но более темного цвета. Так как чем темнее образец, тем выше содержание загрязнителей.

 

Рисунок 3. Старение моторного масла

 

 

– очень старое масло (продукты окисления и осадок)

 Кодировка результатов испытаний

Для оценки результатов испытаний применяется обозначение, состоящее из трех цифр.

Первая цифра указывает на содержание сажи, вторая – содержание топлива, третья – содержание гликоля (сажа-топливо-гликоль).

При визуальной оценке можно только сказать о том, как выглядит образец и что он загрязнен. При наличии цифровой идентификации мы имеем более полное представление об образце масла. Например, у образца масла с высокой концентрацией сажи, но с отсутствием топлива и гликоля, результат будет следующим 3-1-1 (3 – сажа, 1 – топливо, 1 – гликоль).

Таблица 1

 

1 – норма

2 – превышение номы

3 – критическое значение

Сажа

не более 1,5%

от 1,5 до 4,0%

более 4,0%

Топливо

от 0 до 2,0%

от 2,0 до 4,0%

более 5,0%

Гликоль

отсутствие

следы

присутствие

 

Индекс загрязнения (IC) – исследование с помощью фотометра.

Индекс загрязнения (IC) представляет собой концентрацию нерастворимых веществ в составе масла, появляющихся в процессе эксплуатации масла. Используется шкала от 0,1 до 4%. Высокий IC свидетельствует о неполном сгорании, низкой компрессии, плохой вентилляции картера, чрезмерно долгой работе на холостом ходу и т.п. Для различных двигателей устанавливаются свои предельные значения данного показателя.

Остаточный индекс диспергирования (MD) – исследование с помощью фотометра.

Остаточный индекс диспергирования (MD) показывает способность масла проникать в волокна фильтровальной бумаги, что характеризует диспергирующие свойства масел. Работа Диспергирующие свойства зависят от многихъ факторов, в том числе качество масла, условия эксплуатации, система впрыскивания топлива, конструкция камеры сгорания. Наличие загрязнителей (вода, охлаждающая жидкость, сажа) также снижают Остаточный индекс диспергирования (MD).

Эти загрязнители ухудшают диспергирующие свойства масел, вследствие чего увеличивается концентрация сажи на деталях двигателя, что может привести к масляному голоданию.

Примеры результатов испытаний.

 

Дизельный двигатель / IC: 3,0 MD: 75 DP: 75
Высокая концентрация сажи из-за позднего срока смены масла

 

 

Дизельный двигатель / IC: 0,5 MD: 28 DP: 36 

Низкие диспергирующие свойства из-за утечки охлаждающей жидкости

 

Экскаватор / IC: 0,3 MD: 60 DP: 12
Слабые диспергирующие свойства; плохое охлаждение двигателя

 

Грузовой автомобиль / IC: 1,1 MD: 85 DP: 16
Сгорание в норме, но диспергирующие свойства ухудшены из-за оксисления масла вследствие «усталости» двигателя.

 

 

Газовый двигатель / IC: 0,2 MD: 65 DP: 7
Плохие диспергирующие свойства вследствие позднего срока замены масла

 

Судовой дизельный двигатель / IC: 0,2 MD: 59 DP: 8
Высокая концентрация тяжелого топлива в масле

 

 

Карьерные самосвалы / IC: 0,8 MD: 95 DP: 4
Хорошее сгорание, хорошие диспергирующие свойства

 

 

Примеры:

  • испытание моторного масла на двигателе;
  • испытание масла для автоматической трансмиссии;
  • испытание масла для дифференциала, КПП, раздаточной коробки;
  • содержание сажи;
  • содержание гликолья;
  • содержание топлива.

 

A. Испытание моторного масла на двигателе

 

Рисунок 5. Результаты испытаний моторного масла для бензинового двигателя

New (новое масло) – масло легко и быстро впиталось бумагой.

Good (хорошее состояние моторного масла) – масло стало темнее, но находится в пределах нормального диапазона применения. Необходимо провести повторное тестирование через 1000 км пробега.

OK, planchange(нормальное состояние, необходимо сменить масло) – масло стало еще более темным. Темно-коричневое, размытое кольцо свидетельствует о выработке (деградации) масла. Масло все еще обеспечивает защиту, но необходимо запланировать смену масла, так как процесс деградации будет только усиливаться. Сроки смены масла должны быть основаны на пробеге с учетом результатов оценки состояния масла по данному методу.

BAD, change (плохое состояние масла, требуется смена масла) – очень темное пятно с размытым кольцом, свидетельствующим о сильном окислении. Следите за тем, чтобы масло никогда не достигало такого состояния, т.к. это может привести к большим затратам на ремонт оборудования. Такое масло выработало свой ресурс и его необходимо заменить.

 

B. Испытание масла для автоматической трансмиссии

 

Рисунок 6. Результаты испытаний масла для автоматической трансмиссии

New (новое масло) – масло имеет светлый цвет, легко и быстро впиталось бумагой.

Good (хорошее состояние моторного масла) – масло стало темнее, но находится в пределах нормального диапазона применения. Необходимо провести повторное тестирование через 10000 км пробега.

OK, planchange(нормальное состояние, необходимо сменить масло) – масло стало еще более темным, что является номальным в процессе эксплуатации. Цвет поменялся с красного на темно-коричневый, что является признаком старения масла. Масло все еще обеспечивает защиту, но необходимо запланировать смену масла, так как процесс деградации будет только усиливаться. Сроки смены масла должны быть основаны на пробеге с учетом результатов оценки состояния масла по данному методу.

BAD, change (плохое состояние масла, требуется смена масла) – темное пятно с различимым размытым кольцом, свидетельствующим о сильном окислении. Следите за тем, чтобы масло никогда не достигало такого состояния, т.к. это может привести к большим затратам на ремонт оборудования. Такое масло выработало свой ресурс и его необходимо заменить.

 

C. Испытание масла для дифференциала, КПП, раздаточной коробки

 

Рисунок 7. Результаты испытаний масла для дифференциала, КПП, раздаточной коробки

New (новое масло) – масло имеет светлый цвет, легко и быстро впиталось бумагой.

Good (хорошее состояние моторного масла) – масло стало темнее, но находится в пределах нормального диапазона применения. Необходимо провести повторное тестирование через 10000 км пробега.

OK, planchange(нормальное состояние, необходимо сменить масло) – масло стало еще более темным, что является номальным в процессе эксплуатации, так как в масло попадают продукты износа. Серый и черный цвет – это проявление содержания железа в масле. Масло все еще обеспечивает защиту, но необходимо запланировать смену масла, так как процесс деградации и накопления продуктов износа будет только усиливаться. Сроки смены масла должны быть основаны на пробеге с учетом результатов оценки состояния масла по данному методу.

BAD, change (плохое состояние масла, требуется смена масла) – серый и темный цвет свидетельствует о большой концентрации продуктов износа в масле. Следите за тем, чтобы масло никогда не достигало такого состояния, т.к. это может привести к большим затратам на ремонт оборудования. Такое масло выработало свой ресурс и его необходимо заменить.

D. Содержание сажи

При чрезмерном содержании сажи в масле его диспергирющих свойств нехватает для разделения частиц сажи, что приводит к их объединению (агломерации) в большие частицы. Это приводит к увеличению вязкости масла. При проведении испытаний на фильтровальной бумаге большие частицы не могут впитаться в ее поры и образуют маленькое темное пятно.

При нормальной работе диспергирующих присадок частицы сажи имеют малый размер и находится во взвешенном состоянии. При проведении испытания на фильтровальной бумаге эти частицы легко проникнут через волокна бумаги и распределятся в ее структуре. Пятно будет иметь серый цвет и бóльший размер.

 

Рисунок 8. Пример высокого содержания сажи

E.  Содержание гликоля (охлаждающей жидкости)

Обнаружение гликоля данным методом может быть затруднительно по причине влияния гликоля на диспергирующие свойства масла. При наличии гликоля в составе масла образуются кислоты, которые влияют на дисперсию частиц сажи, даже при низкой концентрации сажи. Гликоль в составе масла может привести к формированию масляных сгустков и осадков при высоких температурах.

При попадании капли масла с гликолем на бумагу она не впитывается из-за отсутствия диспергирующих свойств. Темный или коричневатый цвет в центре образуется из-за снижения диспергигующих свойств и коагуляции сажи в масле. Черная линия с четким краем – это повод для серьезного беспокойства. При высокой концентрации гликоля черное кольцо сажи образуется вокруг желтого-коричневого центра.

 

 

Рисунок 9. Результаты испытаний масла, загрязненного гликолем

 

F. Содержание дизельного топлива (в ультрафиолетовом свете)

После 24 часов выдерживания фильтровальная бумага с каплей масла помещается под ультрафиолетовое излучение. Осмотр при дневном свете дает менее точные результаты, так как в ультафиолетовом свете следы топлива будут светиться флуорисцентным светом.

Легкие фракции дизельного топлива будут впитываться быстрее, чем масло и его компоненты, и создадут прозрачное внешнее кольцо. В ультрафиолетовом свете это будет четко видно.

Топливо в составе мала напрямую снижает концентрацию присадок в масле, вызывая резкое снижение диспергирующих свойств масла и забивку масляного фильтра. Кроме того, если неисправность заключается в неправильной работе топливных форсунок (утечки или неправильное времени впрыска) и/или износе компрессионных колец двигателя, то будет образовываться сажа, которая также окажет отрицательное воздействие на диспергирующие свойства масел. Размер кольца, видимого в ультрафиолетовом свете, прямо пропорционален содержанию топлива в масле. Присутствие четких внутренних колец говорит, что, по крайней мере один, цилиндр плохо работает.

 

Отзывы наших клиентов:

«Отличный сервис. Можно консультироваться по любым вопросам, касающегося этого профиля. Отзывчивый коллектив. Обслуживаюсь у них более 6 лет.»

20 июля 2018

Роман Шуваев
«Нужно было заменить масло в АКПП. Искал ближе к дому, нашел на проспекте ветеранов 101. Позвонил, менеджер все рассказал. Каким образом будет проходить замена, помог подобрать масло для коробки. Поехал менять. Сделали машину минут за 40, коробка стала лучше работать(меняли специальным аппаратом). Сервис хоть и не большой, но чистенький, а не так что по уши в масле и грязи. Рекомендую.»

17 июля 2018

Алексей
«Доброго времени суток! Менял масло в данном сервисе обслуживание понравилось,вежливые, аккуратно сделали замену масла и фильтров, так же предложили заправить кондиционер по приемлемой цене и дали скидочную карту! В боксе понравилась чистота, не свойственная для сервиса!Молодцы ребята,желаю успехов!»

14 июля 2018

bmw x5
«Доволен я стал после того, как ушел от дилера и стал обслуживать свой авто у Вас.Тогда моя машина действительно стала ездить так,как и должна,как новая.»

07 марта 2017

Руденко А.В.
Менеджер по продажам
«Подробная и грамотная консультация.Ассортимент товаров для ТО.Теплая и радужная атмосфера.»

20 сентября 2016

Юрий
Предприниматель
«Отличное обслуживание,хорошая скидка.»

05 апреля 2016

Степанов Павел
Инспектор по пожарной бензопастности
«Быстро сделали,комфортная рем зона.Бывстрота и качество!»

12 января 2015

Владимир Фандеев
IT-специалист
«Культурное и вежливое общение.»

10 июня 2016

Константин
Водитель
«Вежливые отзывчивые сотрудники,доступные цены,наличие любых фильтров и масел.»

08 сентября 2017

Беляев Алексей
Водитель
«Обслуживал машину на севере(Афонская), сейчас переехал-приезжаю на Ветеранов(удобно).Качество и цена на уровне.»

29 июля 2016

Кузнецов Иван
Технический директор
«Отличные работники,специалисты высокого класса,приемлемые цены!»

14 октября 2014

Адрей
Инженер
«Есть выбор масел.Проходят акции.Приветливый профессиональный персонал.Есть скидки.»

23 марта 2017

Николай
Курьер
«Очень нравится,удобно,очень хорошее обслуживание!!!Вовремя и быстро,спасибо!»

11 октября 2012

Евгений Бусаров
Слесарь МСР


Почему у нас расходники по доступным ценам?

Потому что мы являемся официальными дистрибьюторами МАСЕЛ, ФИЛЬТРОВ, смазок и можем позволить себе порадовать Вас скидкой!
масло ГАЗПРОМНЕФТЬ масло SHELL масло G-Energy масло ZIC масло MANN-FILTER масло Mobil масло CASTROL масло ELF

Остались вопросы?

Получить консультацию

© 2006—2019 «Oil City»

Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ.